Главная Публикации Проповеди Притча о блудном сыне

Притча о блудном сыне

13.03.2020

 

Проповедь студента 3-го курса Хабаровской духовной семинарии Агафонова Андрея Владимировича, произнесенная в храме свт. Иннокентия Московского на Божественной Литургии 16 февраля 2020 года.

 

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!

Сегодня, дорогие отцы, братья и сёстры, Церковь вспоминает весьма важный и поучительный сюжет, а именно притчу о блудном сыне. В отрывке Евангелия от Луки, которое читалось за богослужением, перед нами предстала история об отце, у которого было два сына. Старший сын показан нам как праведник, следующий заветам своего отца, в то время как младший сын предстал перед нашим взором как весьма самонадеянный юноша, желающий расточить наследство ещё живого отца.

Однако, несмотря на то, что вполне очевидно в этой притче мы должны поддержать образ жизни старшего сына, который остался с отцом, Господь наш Иисус Христос приводит пример именно младшего, блудного сына. Что же этим хотел подчеркнуть Спаситель? Как пишет святитель Иоанн Златоуст, «Отец обрадовался возвращению сына так, словно бы он воскрес из мёртвых, ведь грех его младшего сына – это смертный грех».

Смертным грехом в Ветхом завете именовалось нарушение Закона Божьего, за которое полагалось забивание камнями. Именно поэтому радость отца была столь велика к вернувшемуся сыну, ведь вернулся он не просто из далёкого края, где промотал наследство, полученное от ещё живого отца, а из тьмы греха и порока. Младший сын символизирует в этой притче бессмертие человеческой души и возможность для покаяния перед Лицом Бога.

И несмотря на то, что Господь прощает искренне кающегося грешника, мы не должны злоупотреблять Милостью Божьей. Нет такого греха, который был бы больше Милосердия Бога, однако если мы уповаем на Его Всепрощение, не прикладывая при этом усилий в виде покаяния, то не является ли это потребительским отношением к нашему Создателю? У нас всегда имеется два пути: Путь Жизни и Путь смерти.

Старший сын в этой притче – это путь Жизни, ведь он решил не просто остаться с отцом, но соблюсти заповедь «почитай отца своего и матерь свою», которую Господь дал еврейскому народу на горе Синай.

Младший сын в этой притче – это путь Смерти, путь ведущий к гибели и забвению. Отвергая отца, младший сын отверг даже не столько отца лично, сколько весь свой род. Он отверг отца, деда, прадеда и целую цепь поколений, шедшую от Адама. Через это он нарушил пятую заповедь Божью, тем самым отвергнув и Отца Небесного.

Так будем же и мы, дорогие отцы, братья и сёстры помнить, что все мы дети перед глазами Бога. Будем помнить, что хоть Милосердие Божье больше любого из наших грехов, злоупотреблять им является великим преступлением. Будем же мы держать в умах и сердцах наших пример верности Отцу старшего сына, подражая ему в послушании, которое в нашей жизни лучше всего проявляется в исполнении Заповедей Божьих. Будем творить дела милостыни и взаимопомощи, которые завещал нам Христос.

Аминь!