Главная Публикации Интервью Интервью с Ольгой Михайловной Потаповской

Интервью с Ольгой Михайловной Потаповской

30.09.2014

В рамках III международной научно-практической конференции «Педагогическая власть: контексты и подтексты» 25 сентября 2014 года в стенах Хабаровской духовной семинарии прошла секция «Духовная культура учителя», которую возглавил епископ Бикинский Ефрем. В числе приглашенных гостей с докладом «Проблемы духовно-нравственного воспитания и образования в современной педагогике» выступила Потаповская Ольга Михайловна, научный сотрудник Института семьи и воспитания Российской академии образования, старший преподаватель Педагогического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

27-28 сентября Ольга Михайловна на базе Хабаровской духовной семинарии провела мастер-классы для учителей воскресных школ г. Хабаровска. Также была оказана консультация заведующей Учебно-методическим центром Морозовой Арине Николаевне в вопросах методического наполнения центра и в проблемах мультимедийного сопровождения модуля ОПК на региональном уровне.

После окончания мастер-классов и консультации Ольга Михайловна согласилась дать специальное интервью для Учебно-методического центра Хабаровской духовной семинарии.

— Ольга Михайловна, Вы представляете два ведущих российских института: научно-исследовательский (Институт семьи и воспитания Российской академии образования) и учебный (Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет), какие позиции каждое из этих учреждений занимает в сфере духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, преподавании «Основ православной культуры» в системе общего и дополнительного образования современной России?

— Те структуры, которые я представляю: и Институт семьи и воспитания Российской академии образования и, конечно, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет,— очень активно осуществляют научно-методическое сопровождение духовно-нравственного воспитания и преподавания «Основ православной культуры» в системе отечественного общего образования. В Институте семьи и воспитания существует профильная Лаборатория ценностно-мировоззренческих и духовно-нравственных основ воспитания, которой заведует известный ученый, доктор педагогических наук Игорь Витальевич Метлик, а я являюсь сотрудником этой лаборатории. А на Педагогическом факультете ПСТГУ мы готовим специалистов для работы в православных и в светских общеобразовательных учреждениях. Наши выпускники пополняют «воинство» тех педагогов, которые как раз и занимаются православным просвещением, воспитанием, преподают «Основы православной культуры» и другие курсы духовно-нравственного содержания.

Что, с Вашей точки зрения, является главным в процессе приобщения современных детей и подростков к православной культурной традиции?

— Мне думается, что очень важно постараться сделать так, чтобы наша работа носила не только обучающий — сообщающий сведения и знания характер. Надо постараться вдохновить детские души яркими впечатлениями от наших занятий, давая им возможность соприкасаться с разными аспектами красоты и мудрости Православия и Православной традиции. Для этого каждое новое занятие должно быть непохожим на предыдущее, содержать в себе яркие и интересные моменты методики погружения в материал. Понятно живой и неоскудевающей должна быть наша собственная причастность к традиции — жизни Церкви,— чтобы мы могли доносить до детей ее живое Предание.

— Ольга Михайловна, недавно был принят церковный стандарт для воскресных школ, как Вы относитесь к его программе?

— Стандартизация является одной из характеристик современного образования. В практику дошкольного, начального и основного общего образования в последние годы вводятся Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения, ориентированные не столько на формирование знаний, умений и навыков учащихся, сколько на развитие универсальных умственных действий, личностное развитие, надпредметные (их еще называют — метапредметные) результаты образования.

Разработка стандартов для воскресных приходских и негосударственных православныхобщеобразовательных школ — своего рода попытка включить и православное образование в общие процессы стандартизации; причем, в этом случае с четким определением содержания знания, необходимого для освоения на той или иной ступени. В такой стандартизации есть определенный резон — ориентир на более серьезный и ответственный формат православного образования, выведение его из сферы приходского клубного взаимодействия именно в сферу начального религиозного образования. И в то же время мы все очень хорошо понимаем, что условия в благочиниях и на приходах очень разные... В связи с необходимостью ориентира на новый стандарт неизбежно уже сегодня встают и будут еще острее вставать вопросы: дополнительной богословской и методической подготовки и постоянного методического сопровождения преподавателей воскресных школ; вопросы комплексного оснащения учебного процесса (учебными книгами, пособиями); вопросы выстраивания целостной учебно-воспитательной системы деятельности воскресной школы с активным участием духовенства, педагогического и детско-родительского коллективов.

— В стандарте указывается, что он «реализуется при мониторинге социализации детей вне ограды Церкви», как реализовывать, по Вашему мнению этот мониторинг?

— Мне думается, можно говорить о двух аспектах такого мониторинга:

а) В практике педагогики диагностические (в том числе, и более широкие мониторинговые) практики часто предполагают работу не только по выявлению, но и по развитию (в нашем случае) социальных качеств и навыков учащихся воскресных школ (способности проявлять заботу о близких и нуждающихся в нашей заботе людях), вместе с педагогами воскресной школы и другими членами прихода включаться в помогающую, а отчасти в миссионерскую деятельность в ближайшем социуме.

б) Кроме того, можно говорить об анализе хода социализации (в семье, общеобразовательной школе) индивидуально применительно к каждому нашему ученику и необходимости выстраивать индивидуальную работу при каких-то сбоях в том процессе.

— Стандарт православного образования в воскресной школе устанавливает три ступени (дошкольная, начальная, основная) и образовательный минимум (основное содержание программы). Знакомы ли Вам программы, составленные по требованиям этого стандарта?

— Еще лет 15 назад в выходившей тогда православной педагогической газете «Воскресная школа» были впервые опубликованы очень хорошие и до сих пор не утратившие мудрого и образцового характера программы известных воскресных школ: при храме Богоявления в Китай-городе в Москве; тожемосковском храме во имя иконы Пресвятой Богородицы Живоносный Источник.

Но, как это складывается и в практике общего образования последних лет, когда выходит новый образовательный Стандарт, в соответствии с ним корректируются лучшие программы, существовавшие до сих пор (в отношении православного образования можно ориентироваться на программы и пособия прошедшие церковную экспертизу и получившие гриф Синодального отдела религиозного образования и катехизации; перечень этих программ представлен на сайте Синодального отдела), составляются новые программы — специально под Стандарт разрабатываемые. Сейчас так и происходит в рамках объявленного Отделом религиозного образования конкурса и реализуемого издательского проекта.

— Насколько целесообразны некоторые компоненты программы, например, изучение церковнославянского языка на начальной ступени (для детей 5-6 лет)?

— Можно скептически высказываться по поводу разных моментов, в том числе и в программах, стандартах или практике образования. Главное, в чем нет противоречий,— это стремление целенаправленно вводить наших учеников в полноту церковной традиции. Несомненно, делать это надо в посильном для осмысления и освоения детьми объеме! Это относится и к церковнославянскому языку, который, конечно, является важной частью Православной традиции (понятно, что для маленьких детей церковнославянский язык осваивается, в первую очередь, через устное слово знакомых и узнаваемых новых самых простых молитв).

— Целесообразно ли воскресные школы делать не только «воскресными», но проводить занятия и в другие дни? Как часто, по Вашему опыту, можно собираться на дошкольной, начальной и основной ступени?

— Практика занятий не только по воскресеньям, но и в будние дни давно существует в крупных воскресных школах, которые развиваются как культурно-просветительские центры, в которых работает много кружков и направлений, трудится много педагогов.Одна и та же детская группа в такой школе может собираться на свои занятия, кроме воскресного дня, например, в среду. Но все должно быть по силам: по детским, родительским, преподавательским... И мы должны понимать и помнить, что «сердцем» жизни воскресной школы, вокруг которого строится работа, конечно, должна оставаться воскресная Божественная литургия.

— Вы в Хабаровске уже не первый раз встречаетесь с преподавателями воскресных школ, педагогами, преподающими «Основы православной культуры», есть ли отличие запросов педагогов центральной части России и Хабаровска?

— В общем, существенных различий нет. Педагогические контексты в разных регионах России схожи: схожи позиции, поиски, потребности педагогов-практиков и неравнодушных организаторов в сфере православного образования.

— Чем больше интересуются учителя модуля «Основы православной культуры» предмета ОРКСЭ: вопросами содержания или методическими (дидактическими) вопросами)?

— Самим учителям (в большинстве это люди, только начинающие освоение православной церковной традиции) сложнее осваивать вопросы содержания предмета, то, что они называют «трудными темами курса «Основы православной культуры»: темы об основах православной веры, об Искупительной жертве Христа, о молитве, о церковных Таинствах.

Я же на своих занятиях, старюсь идти к постижению смыслов содержания через поиск неформальных методических решений урока и учителей ориентировать на то же, чтобы занятия по «Основам православной культуры» не превратились в богословские лекции или семинары, чтобы наши занятия были наполнены живой жизнью, живым общением.

— Как Вы оцениваете введение предмета ОРКСЭ? Достигли ли мы предполагаемых воспитательных результатов? Что следует дальше предпринимать?

— Введение в базисный учебный план общеобразовательной школы новой образовательной области и нового учебного курса — «Основы религиозных культур и светской этики» — очень важный шаг, предполагающий возможность систематической работы по формированию ценностно-смысловой сферы учеников, помощи им в деятельном освоении ценностей традиционной культуры. Это и серьезный шаг, предполагающий привлечение семьи к активному участию в выборе содержания образования и реализации образовательного процесса.

Необходимо только грамотно и корректно организовывать процедуру выбора родителями того или иного модуля курса; важно раскрывать возможности и глубину содержания модуля «Основы православной культуры», привлекая к участию в деятельности школы по духовно-нравственному воспитанию (к работе и с детьми, и с родителями — в том числе на родительских собраниях) священников, общественных методистов от приходов.

Нем, представителям церковных структур важно продолжать работать с педагогами, помогать им самоопределяться и постепенно воцерковляться, осуществлять методическое сопровождение преподавания курса ОРКСЭ.

Следующий серьезный шаг, который необходимо предпринять в формате всего образования (и над этим ведется сейчас работа) — расширение преподавания новой образовательной области на всю вертикаль школьного образования, не ограничиваясь лишь 4-м классом, но выстраивая преподавание курса в начальной школе (со 2-го по 4-й классы) и в основной школе с 5-го по 9-й), а на старшей ступени в 10-11 классах обобщать освоенные контексты культуры в рамках проектной деятельности школьников.

— Ольга Михайловна благодарю Вас за то, что нашли время побеседовать, к нам не так часто приезжают специалисты такого высокого профессионального уровня.

— Спасибо. Мне было приятно работать с заинтересованными людьми, педагогами которые хотят учить и учиться.

Беседовала
зав. Учебно-методическим центром
Хабаровской духовной семинарии
Морозова Арина Николаевна.



2167 просмотров.