Главная События Новости Состоялся просветительский лекторий по теме: «История Церкви»

Состоялся просветительский лекторий по теме: «История Церкви»

10.03.2018

Текст: Яремко Илья

Фото: Скуридин Алексей, студент 3-го курса Хабаровской духовной семинарии

 

«Сила слова не дается природою, а приобретается образованием».

(Св. Иоанн Златоуст)

9 марта 2018 года в кафе «Две рыбы» в рамках просветительского лектория «Православие: FAQ» организованного православным молодежным движением «Курс – Восток», преподавателем Хабаровской духовной семинарии, магистром богословия — Савелием Сергеевичем Кругловым, была прочитана лекция на тему: «История Церкви».

С необычайной легкостью Савелий Сергеевич захватил внимание участников, наполнив выразительными образами и искрометным юмором эту встречу. Красноречивое выступление позволило слушателям совершить путешествие в прошлое, и привести в единую систему свои знания о Христианской церкви.

Что такое история? Как отличить настоящую историю от криптоистории? Первая лекционная часть была посвящена методологии исторической науки. В кузнице почти всех современных наук — в древней Греции, формировалась историческая наука. Первоначально история относилась к художественному искусству. В древнегреческой мифологии существовала муза, покровительствовавшая истории — Клио. История главной своей целью ставила назидание, рассказ о великих героях и великих деяниях предков, которым надо подражать — эпос. Или наоборот, рассказ о каких-то ужасных событиях, которых надо избегать.

Церковь — это общество людей, соединенных одной верой (догматикой), священноначалием (церковной структурой) и общим благочинием (правилами поведения). Русский мыслитель славянофил Алексей Степанович Хомяков говорил, что: «Церковь — это жизнь Святого Духа в человеческом обществе». Взаимосвязь с Богом, которую мы исповедуем как христиане. Научный метод неприменим в отношении явления иного порядка, иной природы — Промысла Божия, как беспрестанного действия Бога в отношении своего творения. Здесь зачастую и происходит столкновение с Православной криптоисторией.

Работа историка является сложной, ответственной и трудоемкой. При проведении исторического исследования необходимо учитывать причины, имеющие место быть, изучить предшествовавшие события в «историческом контексте». Грамотная научная интерпретация может быть разного уровня, так как источники из которых черпается информация, не могут дать нам всё.

Начало отсчета истории Церкви мы относим к I веку. Духовное составляющее Церкви, как Духа Божия. Дух христианства именно в Евангельских событиях, являющимися источником, зерном — из которого вырастает церковная история. Первый период — «Апостольский век», время жизни и деятельности апостолов, апостольский собор.

Второй период «Эпоха гонений». Появление апологетов – защитников, пытавшихся обосновать христианское учение. Христиане демонстративно противостояли языческим элементам жизни и языческим культам. Их казнили за неподчинение, за нарушение закона «Оскорбления величия» — оскорбления римских богов.

Третий период начинается с издания «Миланского эдикта» Константином Великим в 313 году. Византийская империя начинает христианизироваться. Разительно меняется мир, разительно меняется Церковь. Эпоха «Вселенских Соборов» условно разделяется на две части — эпоха тринитарных и христологических споров.

Четвертый период — великая схизма, раскол Восточной и Западной Церквей. Прекращение канонического общения. «Эпоха Крестовых походов». Четвертый крестовый поход в 1204 году, планируемый против мамлюков в Египте, но из-за происков, интриг венецианцев, армия крестоносцев захватила Константинополь. Церковь «слилась» с византийским государством. В результате главной целью становится — построение «Царства Божия на земле».

Начало нового времени. Единственным православным христианским государством становится Россия. Первый русский патриарх Иов. «Период патриаршества» и «Период разделенных митрополий» Киевской и Московской, (который был он преодолен Екатериной II присоединением Крыма).

Пётр I проводит синодальную реформу, отменив патриаршество. Церковь становится одним из департаментов кабинета министров правительства Российской Империи, вплоть до 1917 года, когда избирается новый первый патриарх — Тихон. Государственное давление «хранительное», сменяется «агрессивным» давлением со стороны государства.

Самое важное, что в Церкви есть элемент, который подвержен изменению, то, что обеспечивает существование Церкви во времени. Но, при этом, в Церкви есть Элемент, не подверженный времени, не изменяемый — соединение с Божеством, соединение со Христом. Присутствие Бога, понимаемое Церковью в виде догматического вероучения, сохраняется в своем положительном содержании неизменным. Оно всегда остается, иногда, действуя вопреки исторической действительности. Это момент уже не научного исследования, это момент именно Веры. Потому что мы доверяем словам Спасителя, который сказал, обращаясь к апостолу Петру: «ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18).

После лекции Савелий Сергеевич отметил что: «Церковная история является необходимой для изучения и правильного понимания закономерности событий и явлений в современном мире. Когда ты изучаешь историю, видится много проблем: "Ничто не ново под луной", пересказывая слова Шекспира, который пересказывал Соломона. Сейчас при видимом благоденствии, остро стоит проблема внутреннего наполнения. Перед революцией не всё так было хорошо в плане духовного просвещения людей. В империи было правило причащаться раз в год, что это за православный народ, который причащается раз в год? Иоанна Кронштадтского многие осуждали за то, что он служит каждый день и призывает причащаться…»

Участники встречи долго не хотели отпускать лектора, задавая интересующие их вопросы. Савелию Сергеевичу удалось вывести их на принципиально новый уровень познания, касающихся понимания Православной Веры и церковной истории. Слушатели поблагодарили Савелия Сергеевича, пожелав ему помощи Божией на пути просвещения, духовных и телесных сил.

Фоторепортаж:



296 просмотров.