Главная События Новости духовного образования В МДА прошла конференция, посвященная преподобному Максиму Греку

В МДА прошла конференция, посвященная преподобному Максиму Греку

03.12.2018

В 2018 году исполнилось 30 лет со дня прославления в лике святых преподобного Максима Грек. Этот юбилей совпал с 500-летием со времени приезда святого в Московскую Русь. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Московской духовной академии прошла конференция,посвященная наследию преподобного Максима Грека. Её работа открылась молебном у мощей преподобного в Трапезной церкви Троице-Сергиевой лавры. Молебен отслужил руководитель отделения Греческой христианской литературы МДА игумен Дионисий (Шленов), возгласы  и прошения произносились на церковно-славянском и на греческом языках.

Конференция проходила в Малом актовом зале Академии. На ней прозвучали доклады, посвященные различным аспектам деятельности преподобного Максима.

В докладе доцента кафедры Церковной истории Московской духовной академии Георгия Евгеньевича Колыванова говорилось о кандидатских сочинениях студентов Московской духовной академии, посвященных жизни, творениям, миросозерцанию и богословским воззрениям преподобного Максима Грека. В первой части доклада автор сделал краткий обзор кандидатских сочинений, посвященных преподобному Максиму Греку, написанных с четвертого по десятое десятилетие XIX века включительно. Во второй, основной, части доклада автор более подробно разобрал кандидатские сочинения на ту же тему студентов Московской духовной академии начала XX века.

Профессор кафедры Филологии, заведующий Библиотекой МДА игумен Дионисий (Шленов) в своём выступлении раскрыл учение преподобного Максима Грека о неизменности церковного предания и согласии отцов. Преподобный Максим Грек оставил глубокое богословское учение, которое остается мало исследованным, в частности, о предании Церкви. На примере одного из аспектов данного учения, а именно, о непреложности предания Церкви, автор доклада попытался понять степень соотнесенности данного учения с более широким кругом памятников патристической и поздневизантийской традиции. Обращение преп. Максима к цитате папы Целестина из актов Третьего Вселенского Собора характерно и для ряда других авторов. Как удалось установить, акцент на особом авторитете семи Вселенских соборов и, тем самым, на соборности предания Церкви исходит из тех же предпосылок и интуиций, что и подход преподобного Иоанна Дамаскина, особо сформулированный последним в Трех словах в защиту иконопочитания. Неизменность веры – не факт церковного консерватизма и охранительства, но достояние души, стремящейся жить по Божественным заповедям под благодатным водительством Святого Духа.

Доклад доктора филологических наук Т.А. Исаченко, ведущего научного сотрудника Центра Исследования проблем развития библиотек ФГБУ «Российская государственная библиотека», «Движение от Афона к Афону в русской культуре. Два ранних сюжета  о Женах в Афонской пустыне» был посвящен сказаниям о Святой Горе, зафиксированным в устной традиции и памятниках письменности, часть которых прочно связывается с именем преподобного Максима Грека. Легендарное прошлое Афона нашло отражение в переводной литературе Древней Руси, ранних памятниках архитектуры. В ранних «посланиях» Максима Грека кратко упоминается легенда о «жребии» Пресвятой Богородицы, а в более поздних его  рукописях XVII в. данный сюжет представлен уже в развернутом виде. Второй общий сюжет всех перечисленных выше сказаний – это сюжет «О жене, бежавшей в пустыню», который активно цитируется авторами середины XVII века.

Иеромонах Кассиан (Плоский), преподаватель Иконописной школы МДА, в своём выступлении определил стремление к вечной жизни как основной мотив нравственно-богословской позиции преподобного Максима Грека.

Доцент кафедры Церковно-практических дисциплин, проректор по научно-богословской работе МДА протоиерей Александр Задорнов представил доклад «Итальянский ренессанс на Руси: преп. Максим Грек и флорентийские гуманисты об идеальном правителе», в котором рассмотрел единство этического и эстетического идеалов полиса и государя в проторенессансе и у флорентийских гуманистов, на примере трудов Н. Макиавелли и Ф. Гвиччардини, продемонстрировав разницу интеллектуальных конструкций и исторической конкретики в обозначенной теме. Воспитанник флорентийского гуманизма и афонского монашества, преподобный Максим Грек усовершенствовал ренессансную риторику в области определения добродетели-доблести, преобразив её в собственных словах и посланиях в представление о справедливом христианском государе.

В конференции приняли участие студенты всех отделений магистратуры Московской духовной академии.

Сайт Московской духовной академии



137 просмотров.