Правила и порядок обучения на Секторе очного обучения Хабаровской духовной семинарии

1.Общие положения

1.1. Хабаровская духовная семинария - специальное духовное учебное заведение Русской Православной Церкви. Целью семинарии является воспитание и образование достойных пастырей, способных своей проповедью, жизнью и служением приобщить многочисленное православное население страны к благодатной жизни Церкви Христовой.
1.2. Студентом семинарии считается тот, кто после успешных вступительных экзаменов и собеседований с приемной комиссией приказом ректора зачислен в Духовную школу.
1.3. Все учащиеся обязаны решить с соответствующими службами вопрос о регистрации по месту учебы и постановке на воинский учет, после чего они получают студенческий билет.
1.4. Срок обучения в Хабаровской духовной семинарии - 5 лет.

2. Административное устройство

2.1. Семинария возглавляются ректором. Все службы Духовной школы функционируют только с благословения ректора и подотчетны ему.
2.2. В администрацию семинарии входят:
- ректор;
- проректор;
- духовник;
- секретарь Ученого совета;
- старший помощник проректора и штат дежурных помощников проректора (дежурные преподаватели);
- заведующий библиотекой.

3. Богослужение и духовно-нравственное воспитание

3.1. Первое место в жизни Духовной школы отводится храму и богослужению. Посещение богослужений в дни воскресные, праздничные, в дни говения, а также в дни храмового послушания обязательно для всех студентов. 
3.2. Отношение к храму и богослужению должно быть особым ответственным и благоговейным. Исполнение всех храмовых послушаний предполагает обязательную и тщательную подготовку как певческих групп, так и очередных чтецов.
3.3. На богослужение, как и на утреннее и вечернее правило, следует приходить заблаговременно. Опоздавший должен остаться у входа до окончания правила, после чего обязан сразу же объяснить дежурному помощнику проректора(дежурному преподавателю) причину опоздания.
3.4. Молитвенное правило следует читать неспешно, обращая внимание на знаки препинания и дикцию.
3.5. Студенты, облеченные священным саном, находятся в непосредственном подчинении благочинному и совершают богослужение строго по утвержденным чинопоследованиям и графикам. При отъезде на каникулы, студент-священник должен иметь на руках соответствующий документ, удостоверяющий его личность и сан.
3.6. Студенты, не облеченные в священный сан, во время ежедневных богослужений в семинарском храме несут обязанности чтецов, певцов, пономарей, помощников ризничего и другие послушания на основании храмового расписания, составляемого администрацией.
3.7. Пропуск богослужебного послушания, как и опоздание на него является грубым нарушением дисциплины.
3.8. По всем вопросам, связанным с личной духовной жизнью и испытанием совести студент обязан обращаться к духовнику семинарии. Для разрешения вопросов духовного характера допускается обращение к преподавателям семинарии – священнослужителям.
3.9. Семинарист на основе Священного Писания и Священного Предания обязан воспитать в себе твердое православное мировоззрение через навык к личной молитве, воздержание телесных и душевных чувств, частое участия в богослужении, принятие таинств Покаяния и Причащения, теоретическое и практическое изучение творений святых Отцов с адаптацией их опыта к современным условиям жизни.
3.10. Студент семинарии должен постоянно подвергать испытанию свою совесть на предмет соответствия внутреннего, духовного устроения поставленным высоким жизненным целям и задачам.

4. Учебный процесс

4.1. Для овладения богословскими знаниями, а так же знаниями по другим необходимым предметам и дисциплинам, в соответствии с учебными программами, для студентов организуется учебный процесс.
4.2. Учебный процесс начинается 1-го сентября с совместной молитвы учащих и учащихся. Вновь поступившие учащиеся в этот день знакомятся с классным наставником, с которым на протяжении всего периода обучения могут разрешать вопросы, относящиеся к обучению в семинарии. 
4.3. Всем учащимся вменяется в обязанность неукоснительное выполнение распорядка дня и посещение всех лекций и уроков, обозначенных в «Расписании учебных занятий». Освободить студента от занятий может только проректор.
4.4. На курсе ответственным лицом является староста курса. В его обязанности входит ежедневное уведомление администрации об отсутствующих на занятиях по состоянию здоровья, в связи с послушанием или иными причинами. Староста отвечает за чистоту класса, наличие и исправность учебных пособий и мебели и имеет преимущественное право выражать пожелания и интересы учащихся перед администрацией. 
4.5. Старосту курса назначает администрация. В случае отсутствия старосты его обязанности выполняет его заместитель, определяемый самим старостой. 
4.6. Каждый урок начинается и заканчивается молитвой, причем первую молитву перед учением и после окончания занятий учащиеся поют всем курсом.
4.7. Успеваемость учащихся оценивается на основании устных ответов на лекциях и письменных работ, подаваемых строго в определенные дни. Неуспеваемость учащихся, после рассматривания причин таковой на воспитательском совещании, может послужить поводом для отчисления из состава учащихся.
4.8. Ежедневно особое место в учебно-воспитательном процессе должно занимать чтение Священного Писания, святоотеческой и научно-богословской литературы. 
4.9. Вечернее время в будние дни (с 17 час. до ужина) отводится для самоподготовки. В эти часы учащиеся обязаны готовиться к занятиям следующего дня.

5. Внутренний распорядок

5.1. В учебные, каникулярные и праздничные дни жизнь Духовной школы регламентируется соответствующим распорядком дня.
5.2. В спальне каждый учащийся имеет постоянное, определенное проректором место.
5.3. После утреннего туалета воспитанник обязан аккуратно заправить постель, наблюдая, чтобы под кроватью не было посторонних предметов, мешающих последующей влажной уборке помещений.
5.4. За соблюдением порядка в спальне и тишины после отбоя следит староста спальни, который организует уборку помещения силами учащихся и обмен постельного белья.
5.5. В тумбочке у кровати и шкафах должны находиться предметы личной гигиены, белье, вещи повседневного пользования. Верхняя одежда должна находиться в гардеробе, а прочие личные вещи - в специально отведенном для этих целей помещении. Не разрешается держать в тумбочке ценные вещи и продукты питания.
5.6. Все студенты получают подрясники, постоянно и аккуратно носят их в стенах школы, а при отъезде на каникулы сдают на хранение кастелянше. 
5.7. Исходя из потребности Духовной школы, администрация может привлекать учащихся к хозяйственным и иным работам, именуемым послушаниями. Отказ от физических работ может иметь место лишь в случае документального подтверждения невозможности их выполнения из-за тех или иных обстоятельств. Учащиеся, проживающие в городе по благословению администрации, не освобождаются от общих послушаний.
5.8. Вся информация об учебном процессе, богослужениях, послушаниях и пр. доводится до учащихся через устное объявление в трапезной, после чего вывешивается на доску объявлений. Внимательное прослушивание объявлений и регулярное ознакомление с ними в печатном варианте позволит учащемуся иметь полную информацию о жизни школы и требованиях, предъявляемых конкретным лицам.
5.9. Учащиеся обязаны строго соблюдать правила противопожарной безопасности.
5.10. Воспитанник материально ответственен за книги, конспекты, форму, специальную одежду, инвентарь и прочие предметы, получаемые на определенное время, после которого все необходимо вернуть в библиотеку, кастелянше, зав. складом или иному ответственному лицу. Ущерб, нанесенный школе из-за недобросовестного отношения к выданным вещам, может быть взыскан с учащегося.

6. Трапеза

6.1. Трапеза начинается и заканчивается молитвой и благословением священника. 
6.2. Студент, придя в столовую во время, указанное в распорядке дня, занимает свое место за столом.
6.3. Во время приема пищи очередным студентом читается житие святых и святоотеческие писания.
6.4. Все недоуменные вопросы, связанные с трапезой, студенты решают через дежурного помощника проректора (дежурного преподавателя), обязанного неотлучно пребывать в трапезной до окончания приема пищи.
6.5. В Духовной школе строго соблюдаются посты, установленные Святой Церковью. С ведома администрации больным благословляется иметь диетическую пищу и послабление поста.
6.6. Праздные разговоры, смех, уход из трапезы без разрешения – недопустимы.
6.7. Ежедневно по соответствующему графику студентами семинарии осуществляется дежурство в трапезной.
6.8. Выносить из трапезной пищу, посуду и столовые приборы запрещается.

7. Лечение

7.1. В случае недомогания и невозможности исполнять распорядок дня учащийся незамедлительно лично или через посыльного ставит в известность дежурного помощника проректора (дежурного преподавателя), через которого получает направление на прием к врачу.Заболевших студент освобождает от занятий только проректор на основании рекомендации врача./
7.2. Больной студент, находящийся на стационарном лечении, обязан неукоснительно исполнять предписания лечащего врача и подчиняться специальным правилам пребывания в лечебном заведении.
7.3. Всякое лечение вне стен Духовной школы должно быть документально подтверждено соответствующей справкой лечащего врача, которая представляется проректору и фиксируется в амбулаторной карте учащегося.

8. Манеры и внешний вид студента

8.1. За годы обучения учащийся должен выработать характер поведения, приличествующий духовному лицу.
8.2. Внешний вид и поведение воспитанников должен соответствовать высокому назначению Духовной школы и показывать, что учащийся постоянно помнит с какой целью он поступил в духовное учебное заведение.
8.3. Для студента Духовной школы, как кандидата в священнический сан, непозволительно наличие таких вредных привычек как сквернословие, курение, употребление спиртных напитков, присвоение чужого и других. Появление в расположении Духовной школы в нетрезвом виде, отсутствие ночью в общежитии влечет за собой строгие меры наказания, вплоть до исключения из состава учащихся.
8.4. Учащимся, поставленным во чтеца и рукоположенным в священный сан, благословляется ношение соответствующей прически и бороды. Всем прочим предписывается регулярное посещение парикмахерской. Недопустимо пребывание в храме и на занятиях в неопрятном виде. Будущему священнослужителю следует особое внимание уделить содержанию в чистоте рук, ногтей, а также умению пользоваться носовым платком.
8.5. Особая аккуратность требуется от учащихся в местах общественного пользования, бане, душе, туалетах. О неисправности кранов, сливных бачков, душей, умывальников, унитазов, дверей, форточек и проч. студент должен немедленно доложить коменданту общежития, дежурному помощнику проректора (дежурному преподавателю), а если есть время помочь рабочим устранить неисправность.

9. Вступление в брак, монашеский постриг и принятие священного сана

9.1. Студенты, желающие принять монашество, должны подать об этом прошение на имя ректора по установленной форме, причем делать они это могут не ранее, чем через 1 год обучения, предварительно посоветовавшись с проректором, курсовым наставником и духовником.
9.2. Студент, намеревающийся вступить в брак, должен предварительно посоветоваться с проректором, духовником и курсовым наставником и получить письменное благословение ректора. При заключении брака необходимо помнить, что к кандидату в священный сан Церковь предъявляет определенные канонические нормы, несоблюдение которых будет препятствовать принятию священного сана.
9.3. Желающий принять священный сан должен подать на имя ректора соответствующее прошение с приложением свидетельства духовника о прохождении ставленнической исповеди и справки об успешной сдаче специального экзамена.
9.4. Все выпускники Духовной школы, не принявшие священного сана, на последнем году обучения поставляются во чтеца и по окончании обучения получают от своего правящего епархиального архиерея Указ с назначением на конкретный приход или церковное послушание.

10. Отдых

10.1. В течение учебного года учащимся дважды предоставляются каникулы летние и рождественские. График каникул составляется администрацией с учетом ежегодных обязательных летних послушаний. Сроки отъезда и прибытия строго регламентируются. Неприбытие с каникул без уважительной причины расценивается как грубое нарушение дисциплины.
10.2. Свободное время учащиеся могут использовать для прогулок, занятий физической культурой, рукоделием, отдыха и пр., при этом не забывая о святости места и особых требованиях, предъявляемых обществом и Церковью к студентам Духовной школы. Следует не забывать, что по манере одеваться, вести себя в обществе, у окружающих, как правило, складывается правдивое представление о внутреннем, духовном мире человека.
10.3. На отсутствие в расположении семинарии студент обязан заранее получить благословение проректора, подав накануне прошение. При этом следует учесть, что пропуск богослужебного послушания, а равно как и учебных занятий, без крайне важной для этого причины недопустимы.

11. Меры взыскания

11.1. При нарушении дисциплины Духовной школы студенту делается устное замечание дежурным помощником проректора (дежурным преподавателем).
11.2. По требованию дежурного помощника студент обязан подать письменное объяснение случившегося. Если воспитанник такового не написал, помощник обязан подать письменный рапорт с изложением случившегося и мотивами отказа от объяснения на имя проректора.
11.3. Для объяснения поведения воспитанник может быть вызван проректором, воспитательским совещанием и ректором.
11. 4. К мерам наказания в зависимости от проступка относятся: замечание, устный или письменный выговор, снижение балла по поведению с 5- до 3. Снижение балла может сопровождаться вычетом соответствующей суммы из стипендии. За систематическое нарушение дисциплины вместе со снижением балла по поведению следует последнее предупреждение о недопустимости подобного поведения и письменное сообщение родителям и правящему епархиальному архиерею.
11.5. Отчисление из состава учащихся происходит распоряжением ректора при ходатайстве Воспитательского совещания.

Руководство вышеприведенными Правилами в повседневной жизни позволит учащемуся семинарии успешно пройти курс богословских наук и обогатить свой внутренний мир особым опытом духовной жизни, основанном на всецелом стремлении реализовать евангельские принципы в своей жизни